МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 18 октября 2013 года N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Профессиональное развитие педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовые функции знания и умения.
Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики
Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка и помогает педагогу в решении новых, стоящих перед ним проблем.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Профессиональный стандарт определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности воспитателя в свете новых требований ФГОС ДО и в логике специфики дошкольного образования.
2. Профессиональный стандарт требования к профессиональной компетенции и личностным качествам педагога:
• Знать специфику дошкольного образования
• Знать общие закономерности развития детей
• Уметь организовывать ведущие виды деятельности
• Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
• Владеть ИКТ- компетенциями
Педагог должен обладать определёнными качествами личности:
Профессиональная направленность - интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
Эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
Педагогический такт - тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
Педагогический оптимизм - вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка, помощь в раскрытии потенциала ребенка.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
Постановление правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «"Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Письмо минобрнауки России совместно с профсоюзом работников народного образования и науки РФ от 23.03.2015 № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»
Письмо минобрнауки России от 03.03.2015 № 08-241 «О переносе срока применения простандарта педагога»
Письмо минобрнауки России от 12.02.2016 № 09-ПГ – МОН-814 «О рассмотрении обращения»
Письмо Мин. труда и соц.защиты РФ от 04.04.2016 № 14/0/10/В-2253 «Письмо по вопросам применения профессиональных стандартов»
Письмо МОНО от 20.04.2015 № 316-01-100/1380/15 «О квалификационных требованиях к воспитателям»
Письмо МОНО от 08.11.2016 № 316-01-100-4338/16-0-0 «О профессиональных стандартах в системе образования»
Подробная информация о профессиональном стандарте «педагог» размещена на:
• Сайте Министерства труда и социальной защиты РФ
• На странице информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ
• На сайте научно – методического центра системы профессиональной квалификации ФГБУ НИИ ТСС минтруда России
• На портале правовой информации